Особенности современной интегративной психотерапии
Аннотация. Данная статья затрагивает тему интегративной психотерапии, в частности семейную интегративную психотерапию при работе с подростками, страдающими пограничным расстройством личности. В виду того, что данное расстройство трудно поддается коррекции, был разработан психотерапевтический протокол, основанный на теоретической и практической базе когнитивно-поведенческой терапии и диалектической поведенческой терапии для совместной формы работы «психотерапевтродитель-подросток».
Ключевые слова: интегративная психотерапия, индивидуальный подход, семейная интегративная психотерапия, подросток, пограничное расстройство личности.
Features of modern integrative psychotherapy
Abstract: This article addresses the topic of integrative psychotherapy, in particular family integrative psychotherapy when working in adolescents suffering from borderline personality disorder. In view of the fact that this disorder is difficult to correct, a psychotherapeutic protocol was developed based on the theoretical and practical basis of cognitive-behavioral therapy and dialectic behavioral therapy for a joint form of work "psychotherapist-parent-teenager."
Key words: integrative psychotherapy, individual approach, family integrative psychotherapy, adolescent, borderline personality disorder.
Ряд психотерапевтических подходов признан более эффективным и даже предпочтительным методом лечения в диапазоне психических диагностических категорий. Однако в клинической практике выбор наиболее эффективной психотерапии для каждого психологического расстройства осложняется наличием более 400 разновидностей психотерапевтических подходов, которые могут быть определены и классифицированы несколькими способами в соответствии с их теоретической моделью (когнитивной, поведенческой, системной, психодинамической и т.д.), форматом (индивидуальным, семейным, групповым), временной продолжительностью и частотой сеансов, а также любой возможной комбинацией этих элементов (Holm-Hadulla et al., 2011) [2].
Интегративная терапия – это объединяющий подход, который включает физиологические, аффективные, когнитивные, контекстуальные и поведенческие системы, создавая многомерную реляционную структуру, которая может быть создана заново для каждого отдельного случа я. При этом развитие интегративной психотерапии не ставит своей целью объединить все психотерапевтические модели в одну, но разработать новую основу для диалога между различными подходами (Исурина, 2017) [1]. Роль консультанта в рамках интегративной терапии заключается в удовлетворении терапевтического опыта для каждого отдельного пациента с использованием специальных методов и ключевых концепций, взятых из различных подходов – все из которых считаются подходящими для пациента и его потребностей (Castonguay et al., 2015) [3]. В основе интеграции психотерапии лежат важные результаты исследований, которые, несмотря на различные теоретические обоснования и подходы разных школ психотерапии, дают одинаковые результаты. Научно обоснованные исследования показали, что психотерапевтические методы лечения, которые являются интегративными по своей природе (например, межличностная психотерапия, когнитивно-аналитическая терапия), эффективны при некоторых психических расстройствах (например, депрессия, тревожность, расстройства личности) (Masli et al., 2012) [4].
Одной из ключевых ценностей интегративной психотерапии является ее индивидуальный подход. Модель интегративной психотерапии направлена на то, чтобы реагировать на человека с особым вниманием по отношению к аффективному, поведенческому, когнитивному и физиологическому уровням его функционирования, а также к духовным убеждениям личности. Основное внимание в интегративной психотерапии уделяется индивидуальным особенностям пациента и терапевтическим отношениям, а также мотивации пациента, которые рассматриваются как ключевые элементы терапевтических изменений. В соответствии с этим определением интегративная психотерапия не является техникой, применяемой к пассивному пациенту, а пациент рассматривается как активный участник терапии, и подход к психотерапевтической процедуре корректируется в зависимости от характеристик и предпочтений пациента (Roediger et al., 2012) [5].
Необходимо остановиться на рассмотрении интегративной терапии при консультации подростка с пограничным расстройством личности (ПРЛ), опирающейся на стратегии и вмешательства диалектической поведенческой терапии (ДПТ) и семейной терапии.
Индивидуально ориентированная модель сочетает в себе восточную философию, самопринятие, когнитивно-поведенческие вмешательства и обучение жизненным навыкам. Модель ДПТ вносит большой вклад в решение сложных проблем, таких как риск самоубийства. Интеграция ДПТ и устоявшегося семейного вмешательства привела к усовершенствованной модели семейной интегративной терапии для изменения подросткового поведения.
Модель семейной интегративной терапии фокусируется на изменении конкретных факторов индивидуального и семейного уровня, которые непосредственно способствуют различным аутоагрессивным паттернам поведения в подростковом возрасте. В соответствии с интеграцией теоретических ориентаций моделей семейной психотерапии и ДПТ различные формы самоповреждения рассматриваются как итог нарушения регуляции эмоций и импульсивности у подростков; неспособности подростка установить жизненные цели и развить жизненные навыки; нестабильных семейных отношений и т.д.
Индивидуальные сеансы терапии проводятся психотерапевтом и имеют пять основных целей:
- Цель 1: Обеспечить тесное взаимодействие между подростком и психотерапевтом (например, 3 часа лечения в неделю, включая семейные сеансы).
- Цель 2: Помочь подростку установить личные цели в ключевых областях (личность, семья, сверстники, школа / карьера и сообщество).
- Цель 3: Мониторинг аутоагрессивного поведения, которое достаточно тяжело контролировать на семейных сессиях.
- Цель 4: Обеспечить обобщение навыков, приобретаемых в процессе обучения, в повседневной жизни подростка.
- Цель 5: Подготовить подростка к трудным семейным актам (например, альтернативные модели разрешения конфликта), которые должны пройти в семейной терапии.
Задачи семейной интегративной терапии:
- Задача 1: Развить понимание членами семьи уязвимости подростка перед эмоциональной и поведенческой дисрегуляцией.
- Задача 2: Устранить наличие проблем подростка в общении, носящих интерактивный / системный характер.
- Задача 3: Улучшить общение между подростком и членами семьи.
- Задача 4: Помочь развить сильные родительские навыки, необходимые для эффективной борьбы с подростком с ПРЛ.
- Задача 5: Увеличить размер поддерживающей сети вокруг подростка.
- Задача 6: Снижение уровня негативных семейных взаимоотношений.
Программа обучения навыкам семейной интегративной терапии охватывает модули, направленные на обучение регулированию в четырех областях: основополагающая внимательность, межличностная эффективность, эмоциональная регуляция и навыки терпимости к дистрессу.
Тренинг навыков межличностных когнитивно-эмоциональных схем применяется в случае необходимости решения проблем отсутствия умений в поведенческом репертуаре клиента, т.е. когда даже в идеальных условиях (поведению не мешают страхи, конфликтующие мотивы, нереалистичные представления и т.п.) клиент не может продемонстрировать необходимое поведение. Пока клиент не овладел навыком быстрой перестройки автоматических мыслей в рациональные, необходимо уделять время тому, чтобы записать ситуации, в которых он чаще всего расстраивается или злится, и подбирать к данным ситуациям рациональные мысли.
С целью снижения тревожности можно использовать различные приемы ауторелаксации (дыхательные упражнения, аутотренинг и т.д.). Все упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, предназначенное для медитаций. На этом этапе осуществляется «возвращение умения расслабляться», которое у многих тревожных клиентов не развито; наблюдение и освобождение от зажимов в мышцах, в ходе выполнения упражнений; обучение «жизни в альфа-ритме».
На каждом из этапов, кроме указанных форм и методов работы, используются также минилекции диалогического характера, в которых информация подается в форме активизации мотивации к дальнейшей работе.
Таким образом, выбор индивидуальной психотерапевтической стратегии, комплексность и интегративность подхода в первую очередь повышает качество психотерапевтического воздействия, терапевтический процесс носит более последовательный и фундаментальный характер, снижается риск «потери» клиента из психотерапевтического процесса, укрепляются все формы функционирования пациента, улучшается социальная адаптация и межличностное взаимодействие.
Порядковый пер., д.21, 4 эт., каб. №7
10:00-22:00