Детский психоанализ

Что такое детский психоанализ? Это лечение, направленное на внутренний пересмотр психической структуры и функции. Собственно говоря, данный метод основан на тех же понятиях и принципах, что и психоанализ взрослых пациентов.

Чему уделяется внимание?

  1. Внутренней психической жизни.

  2. Интерпретациям сопротивления, защиты и переноса.

  3. Реконструкции и проработке.

Также как и со взрослыми, детский психоанализ стремится избегать, насколько возможно, поощрения удовлетворения, а также советов, включая вмешательство в окружение пациента.

Техники детского психоанализа безусловно адаптированы к уровню развития Я, достигнутого ребенком. Они основываются на оценке способности ребенка свободно ассоциировать, рассматривают уровень когнитивного развития, оценивают способы общения ребенка, сложности, сопряженные с относительной незрелостью Я.

Необходима крайняя осторожность при работе с защитами и определении толерантности ребенка к фрустрации. Психоаналитику важно подчеркивать значение Я, обращаясь к пространствам конфликта. Он должен проявить себя союзником в борьбе с силами влечений ребенка и усилить реактивацию конфликтов. Психоналитику необходимо обращать внимание и проговаривать чувства ребенка, и в данном случае не важно, как они выражаются: непосредственно или через персонажей игры или рассказы. Подобную адаптационную технику не следует смешивать с модификациями, которые могут помешать психоаналитическому процессу.

 

Условия детского психоанализа

Говоря о различии техник детского и взрослого психоанализа, важно упомянуть условия, в которых осуществляется детский психоанализ. Ребенок целиком и полностью зависит от родителей, принимающих решение относительно проведения психоанализа. Ребенок способен протестовать, подвергаясь психоанализу. Следует также добавить, что детские психоаналитики находятся в постоянном контакте с родителями ребенка, таким образом, получая от них информацию. В данном случае важна осторожность, чтобы подобная информация не помешала пониманию самого аналитического материала. Хотя дети сами могут донести весь необходимый материал, однако отлучение родителей от психотерапевтического процесса равносильно отрицанию потребностей детского развития. Ребенку важно ощущать, что родители находятся вместе с ним в процессе.

Также чрезвычайно важным является сохранение родительского альянса, который позволяет осуществлять психоанализ ребенка при его сопротивлении. Кроме того, по мере развития Я и сопутствующей стабилизации терапевтического альянса, детский психоаналитик может рассчитывать на доверие старших детей в семье.

Перенос в психоанализе также играет важную роль, хотя он отличается от переноса при взрослом психоанализе. Родители — это те объекты, с которыми формируются отношения ребенка и вокруг которых строятся детские фантазии. Они — самая важная часть детской жизни. С этим связано то, что структура детского Я отличается некой несвязностью. Соответственно процессы интернализации не столь стабильны.

 

Прогнозы в психоанализе ребенка

Перенос у разных детей неодинаков, кроме того различен в различных фазах анализа у одного и того же ребенка. Также изменчива и частота чередующихся сдвигов катексиса между психоаналитиком и родителями. Конечно, ребенок способен к формированию невроза переноса, однако он носит более спорадический характер и менее продолжителен, чем у взрослых.

Техники детского психоанализа меняются в зависимости от уровня развития ребенка. Детский психоаналитик будет стремится последовательно переходить от преимущественного использования игры к вербализации, а в последствии к собственно свободным ассоциациям. Интерпретации также меняются от простых к более высоким уровням концептуализации. Их продолжительность и содержание зависят от возможностей восприятия ребенка на разных этапах развития психики. Технические средства, таким образом, адаптируются к соответствующим этапам развития.

 

КОНТАКТЫ
Адрес: 127055, Москва, Порядковый переулок, дом 21, 4 этаж, кабинет №7
Телефон: +7 (909) 983-19-99
E-mail: info@micropsycho.ru